КАФЕДРА @ UA

 

Фінько, А. Система виборів органів регіонального та місцевого самоуправління Італії // Матеріали міжнародної конференції «Політична праксеологія: безпека, технології, комунікації» / за ред. В. Бебика. – Київ: ВАПН, 2016. – 120 с./ С. 70-73.




Фінько, А. Система виборів органів регіонального та місцевого самоуправління Італії // Матеріали міжнародної конференції «Політична праксеологія: безпека, технології, комунікації» / за ред. В. Бебика. – Київ: ВАПН, 2016. – 117 с./ С. 70-73.

 

 

CИСТЕМА ВЫБОРОВ ОРГАНОВ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ИТАЛИИ  

 

Финько, Анастасия,

Высшая школа международных отношений и социальных коммуникаций (Польша, Хелм),

студентка,

finka-94@mail.ru

 

Анотация

 В статье описаны особенности функционирования и развития органов регионального и местного самоуправления в Италии  согласно Конституции Италии 1947 года. Характеристика и анализ избирательной системы органов регионального и местного самоуправления.

Ключевые слова: Конституция, коммуны, область, автономия, провинция, совет, выборы.


ELECTION SYSTEM OF REGIONAL AND LOCAL 
GOVERNMENT OF ITALY


 

Finko, Anastassiya,

High School of International Relations and Social Communication (Poland, Chelm),

student,

finka-94@mail.ru

 

SUMMARY 

This article describes the features of functioning and development of regional and local bodies of self-government in Italy under the Italian Constitution in 1947 . Characteristics and analysis of electoral bodies of regional and local authorities. 

Keywords:  Constitution , commune , district , autonomy , the province , the council elections .

 

На сегодняшний день Италия — унитарное децентрализованное государство. После краха фашистского политического режима и изгнания гитлеровских войск перед итальянским народом встала необходимость решения двух важнейших вопросов государственности страны: о форме правления и о новой конституции. Их решению содействовали организационные мероприятия, проведенные антифашистскими партиями.

Послевоенная республиканская  Конституция Италии предусмотрела реорганизацию системы местного управления, признавая автономию местной власти и продвигая повсеместную децентрализацию в рамках единой и неделимой республики. В административно-территориальной системе страны было создано новое укрупненное звено – область, с целью оптимизации системы управления, привлечения граждан к выработке политических решений, развития местной инициативы.

Согласно Конституции 1947 г., провозгласившей принцип широкой автономии областей и местного самоуправления, страна поделена на 20 областей, 95 провинций и 8068 коммун. Разделение всей территории страны на автономные области – оригинальное решение, впервые примененное в практике буржуазного государства.

Можно утверждать, что итальянские регионы одновременно и связывают, и разделяют страну, через присущие напряженные отношения внутри системы, отклоненной на бок сепаратистской партии Лега Норд. Однако, Италия была одной из последних стран Европы, которая взялась за строительство нации и объединила разнообразные мелкие государства и папские объекты в 1861 году. Через опасение распада игнорируя федерализм, новая объединенная Италия ориентировалась на высокоцентрализованную систему, созданную во Франции.

Впервые в истории Италии началось решение проблемы областной автономии. Область имеет статут, принимаемый областным советом и утверждаемый парламентом. Область управляется областным советом, исполнительным органом которого является областная джунта. В полномочия областного совета входят: формирование органов и учреждений областного подчинения, в том числе полиции; изменение границ коммун; местная торговля; здравоохранение, социальное обеспечение и профессиональное обучение, вопросы санитарии и гигиены; градостроительство и туризм; музеи, библиотеки и т. п. Областной совет контролирует деятельность провинциальных и коммунальных органов самоуправления. Область обладает и известной финансовой автономией — в ее распоряжение поступают местные и часть общегосударственных налогов. Областной совет является субъектом законодательной инициативы — группа из пяти областных советов может потребовать проведения референдума по вопросам законодательства (кроме законов об амнистии, о помиловании, о налогах и бюджете, о полномочиях на ратификацию международных договоров). Области участвуют также в избрании президента республики.

Споры между государством и областями, а также между областями решаются в Конституционном суде.

Области состоят из провинций и коммун. Провинция управляется провинциальным собранием, которое избирает провинциальную джунту в качестве исполнительного органа.

Нижнее звено административно-территориальной системы — коммуна — управляется коммунальным советом, который избирает коммунальную джунту, возглавляемую мэром.

Наряду с областной автономией и местным самоуправлением действует и система органов управления на местах: правительственные комиссары в областях, префекты в провинциях, мэры как доверенные лица правительственной власти в коммунах.

Местные органы могут быть распущены, если по мнению соответствующего представителя центральной власти они совершили действия, противоречащие Основному Закону или действующему законодательству. В таком случае декрет о роспуске областного совета принимается президентом республики по рекомендации совместной комиссии палат парламента.

За послевоенное время прогрессивным силам Италии удалось создать демократическую избирательную систему и избирательное право. Демократизм избирательной системы Италии проявился в развитии института референдума. Конституция предусматривает как одну из форм законодательной инициативы внесение законопроектов от имени не менее 50 тыс. избирателей, а также проведение референдума об изменении границ областей и о праве провинций и коммун переходить в другую область.

Итальянское общество играют центральную роль в национальной жизни. Они являются настроенной частью политической системы. Каждую, из больше восьми тысяч,  коммуна возглавляет мэром и избранный совет, в который входят от 15 до 80 депутатов. Дополнительно к гражданской регистрации и полномочиям относительно предоставления общественных услуг, включая дороги, коммуны управляют собственной местной полицией и обеспечивают местные услуги по здравоохранению.

Выборы в областные и провинциальные советы проводятся прямым голосованием по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. Выборы проходят в один тур, причем 80% мест распределяется по пропорциональной системе, а 20% — по мажоритарной.

Голосование является равным в том смысле, что каждый избиратель обладает только одним голосом. При осуществлении избирательного права каждому гражданину должны быть гарантированы свобода и тайна голосования.

Согласно Конституции активным избирательным правом обладают все граждане Италии независимо от пола, достигшие совершеннолетия. В соответствии с Законом от 8 марта 1975 г. возраст совершеннолетия — 18 лет. Голосование всеобщее и прямое, без каких-либо цензов. Право голоса может быть ограничено только на основании закона в случаях недееспособности и лишения избирательных прав в судебном порядке, а также после вынесения окончательного уголовного приговора.

Голосование осуществляется лично без передачи права голоса другому лицу. Закон запрещает голосовать заочно, равно как и не предусмотрена возможность голосования по доверенности или по почте. Итальянские граждане, проживающие за границей, могут голосовать в тех коммунах, где они проживали ранее.

 

Каждая область имеет собственный избирательный закон и вправе самостоятельно определять число членов областного совета, исходя из нормы: 80 советников для областей с населением более 6 млн. чел., 60 советников — при числе жителей от 4 до 6 млн. чел., 40 — при числе жителей от 1 до 4 млн. чел. и 30 советников, если население области не превышает 1 млн. человек.

При выборах в провинциальные советы также применяется как мажоритарная система в одномандатных округах, так и пропорциональная с использованием системы квот. В этом случае избирательным округом становится сама провинция.

Коммунальные советы избираются по мажоритарной системе для коммун от 15 тыс. жителей и менее и по пропорциональной системе для более крупных коммун.

При выборах советов центральных городов, областей и ряда других наиболее крупных городов (Рим, Милан, Турин, Палермо, Неаполь, Венеция, Триест, Катания, Генуя) применяется смешанная мажоритарная и пропорциональная система. Мэры этих городов избираются прямым голосованием в два тура.

            Участие в голосовании рассматривается как гражданский долг, своего рода общественная обязанность гражданина, имеющая своей целью правильное функционирование демократического государства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Стародубский Б.А., Чиркин В.Е., Государственное право буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости, изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1977. – 318 с.
  2. Зонова Т.В., История внешней политики Италии: М.: Учебник, 2016.
  3. История государства и права зарубежных стран, под ред. проф. К.И. Батыра, 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2003. — 496 с.;
  4. Конституции зарубежных государств. - М.: БЕК, 1996. - С. 305.
  5. Конституции буржуазных государств. - М.: Юридическая литература, 1982. - С. 312.
  6. Джонатан Китс, История Италии. - М.: Издательство: «АСТ», 2008.


Обновлен 15 июл 2017. Создан 18 мая 2016